Сегодня в Сурхандарьинской области в общей сложности работает 108 колледжей и лицеев. Почти половину из них построили с нуля, остальные создали путем реорганизации ранее действовавших учебный заведений. Корреспондент UT знакомился с деятельностью этих заведений.
Спрос и предложение
В общей сложности колледжи и лицеи Сурхандарьинской области в 2009-10 учебном году приняли 44430 учащихся. Из них около двух тысяч продолжают учиться в пяти академических лицеях при Термезском государственном университете и готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. Остальные же ребята получают выбранные специальности и профессии в колледжах, целенаправленно идут к трудовой деятельности.
– В наших заведениях учебный процесс построен таким образом, чтобы готовить специалистов с учетом потребности рынка труда, – подчеркнул заместитель начальника управления Центра среднего специального, профессионального образования Сурхандарьинской области Нурмухаммад Курбанов. – В нашей области сельскохозяйственная отрасль является ведущей. На нее и ориентировано больше всего колледжей. Фермеров, агрономов, животноводов, растениеводов и специалистов по обслуживанию сельскохозяйственной техники сегодня готовят более 20 колледжей. Остальные учреждения этого типа заняты подготовкой специалистов для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и социальной инфраструктуры региона.
16 колледжей готовят кадры для промышленности. В области в основном развита пищевая и легкая промышленность. Деятельность такого же количества учебных заведений направлена на обеспечение молодыми специалистами сферы обслуживания. В области также имеется 15 экономических колледжей. Сурхандарья в числе тех регионов, где идет бурное строительство и развитие социальной инфраструктуры городов и сел. За последние годы южане так преобразили свои города и поселки, что их с трудом узнают те, кто здесь не был в последние пять-шесть лет. И темпы строительства набирают обороты. Этим объясняется востребованность выпускников действующих здесь 14 строительных колледжей.
Обеспечением молодыми специалистами детских садов и центров внешкольного образования занимаются 10 педагогических колледжей области, а в 4 медицинских колледжах готовят медсестер, фармацевтов, провизоров и зубных техников. Еще четыре колледжа специализируются на подготовке специалистов для автоперевозчиков и автосервисов. Также в области функционируют два профессиональных колледжа олимпийского резерва и один готовит специалистов сферы искусства.
Шаг в профессию
Особенность среднего специального, профессионального образования заключается в том, что на этом этапе происходит первое знакомство учащихся с профессией, с рабочим местом специалиста. Этому посвящен специальный блок учебного процесса, который включает учебную и производственную практику. Оснащение профессиональных колледжей на сегодняшний день позволяет организовать учебную практику на высоком уровне.
– В нашем колледже имеется цех по переработке плодоовощной продукции, – рассказывает мастер производственного обучения Термезского колледжа пищевой промышленности Икром Аширов. – Он оснащен оборудованием последнего поколения. Техника позволяет производить сушку и консервирование овощей и фруктов. Оборудование по консервированию дает возможность выпускать томатные пасты, джемы, варенья как в стеклянных, так и жестяных банках.
Во время занятий учащиеся приходят в цех, чтобы подробно знакомиться с устройством оборудования, последовательностью производственного процесса и техникой безопасности. А на практике теорию закрепляют в дни практических занятий, которые, как правило, назначаются на то время, когда созревают плоды. Учащимся предоставляется возможность под руководством мастеров производственного обучения выпустить пробную партию продукции. Первыми ценителями результатов труда учащихся становятся фермеры, которые предоставляют сырье, преподаватели колледжа, ну и, конечно же, родители учащихся. Обычно по качеству продукция не отличается от той, что реализуют на рынке, а это означает, что и преподаватели, и учащиеся со своей основной задачей справляются.
– Изданное в прошлом году постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан об организации учебной и производственной практики учащихся профессиональных колледжей значительно усовершенствовало этот процесс, – отмечает заместитель начальника Управления средним специальным, профессиональным образованием Нурмухаммед Курбанов. – Сегодня директор колледжа определяет время организации практики в зависимости от наличия условий для ее полноценного проведения. Это очень важно для большинства наших колледжей, которые зависят от сезонности выполнения полевых работ, времени созревания урожая. Ощутимо повысилась ответственность потенциальных работодателей выпускников за организацию производственной практики.
Производственная практика дает учащимся возможность ощутить свою причастность к производственному процессу, поближе познакомиться с трудовым коллективом, приобрести профессиональные навыки на рабочем месте. Многие колледжи сегодня имеют возможность организовывать производственную практику с использованием учебного оборудования. Вот, к примеру, учащиеся сельскохозяйственного профессионального колледжа Денауского района выходят в поле на уборку зерновых со своим учебным комбайном «Клаас». Кстати, учебным комбайн называют лишь только потому, что он находится в собственности колледжа и предназначен для учебного процесса.
О перспективах
Сурхандарьинская область вошла в Государственную программу строительства академических лицеев и профессиональных колледжей, а также общежитий к ним на 2010 год. К новому 2010-11 учебному году здесь планируют ввести в строй еще 11 новых и один реконструированный профессиональный колледж, которые будут готовить кадры для нефтегазовой промышленности, педагогики и спорта, торговли и сферы услуг. Построят
10 общежитий, одно – реконструируют и 19 – отремонтируют. Словом, продолжается улучшение условий, в которых ребята получают профессии и специальности.
Очевидно, что в колледжах будет открыто обучение и по новым для области направлениям образования. К примеру, в настоящее время Алмалыкский горно-металлургический комбинат приступает к разработке рудника цветных металлов в Сариасийском районе Сурхандарьинской области, что приведет к потребности в специалистах-горняках. В этой связи управление Центра среднего специального, профессионального образования Сурхандарьинской области прорабатывает ряд проектов по организации подготовки востребованных специалистов для этой отрасли.          UT